[Забытые игры] Обзор I Hate Running Backwards
Croteam была основана ещё в далёком 1993 году, 14 июня, шестью друзьями из города Загреб. Название их команды состояло из двух слов — «Хорватия» (страну на английском языке величают Croatia) и «команда» (team соответственно). На тот момент они взялись за разработку игр для семейства персональных компьютеров Amiga, и первой работой группы энтузиастов стал спортивный симулятор футбола Football Glory. Затем последовал проект Five-A-Side Soccer, и даже детская игра Save The Earth для хорватской телевизионной передачи «Turbo Limach Show». Однако известность студии принесла серия Serious Sam и преисполненная философскими рассуждениями головоломка The Talos Principle.
В 2018 году хорватский разработчик игр Binx Interactive вместе с Croteam создали проект I Hate Running Backwards, который использовал многие элементы игр серии Serious Sam, включая врагов и музыкальное сопровождение. Именно с данной работой мы и познакомимся сегодня поближе.
I Hate Running Backwards — довольно редкий в наши дни гость жанра vertically scrolling shooter, c акцентом на разрушаемые элементы окружения. Вас ждёт орда кровожадных чудищ, знакомых по серии игр Serious Sam, а главной отличительной чертой данной игры является движение управляемого персонажа спиной назад — ведь обычно в проектах данной категории пилотируемый объект находится в нижней части экрана, устремляясь вверх. Именно поэтому сами разработчики называют своё детище не shoot ’em up, а shoot ’em down.
Но обо всём по порядку. В игре имеется порядка двенадцати персонажей (некоторых вы узнаете, если проходили Broforce, Enter the Gungeon или Hotline Miami), и все они отличаются начальными параметрами скорости и здоровья. С первых минут будет доступно только два бойца, однако за выполнение определённых скрытых условий (если быть точным — то за получение некоторых трофеев) в дальнейшем откроются и остальные. Каждый из представленных героев имеет уникальные способности: так, Чакс наносит повышенный урон при уменьшенной скорострельности, только Рэмбро способен собирать бомбы на уровне для их дальнейшего применения, а помойный Дэйв ускоряется при движении. В итоге действительно имеет значение, какого протагониста вы выберете для прохождения, учитывая изменения в игровом процессе. Будет разниться и начальная экипировка.
Всего в арсенале игрока имеется основное и вспомогательное оружие с ограниченным количеством патронов, особое вооружение (ящик с ним ещё нужно предварительно найти в локации), а также специальная способность (у каждого героя она отличается). Кроме того, мы способны исполнить круговую рукопашную атаку с помощью молота, отражающую ракеты и сражающую насмерть противников, но её повторное применение требует некоторого количества времени для восстановления. Часть вооружения становится доступным только при получении определённых трофеев.
Сам игровой процесс действует по классическим правилам жанра: во время движения, используя весь доступный арсенал оружия, мы уничтожаем волны врагов. Здоровье ограничено, поэтому подпускать к себе крикливых супостатов нежелательно. Но одно исключение всё же имеется: вы шагаете спиной вперёд в верхней части экрана, что должно было перевернуть представление игрока о жанре shoot ’em up. Однако на восприятие происходящего подобная расстановка не оказывает большого влияния, ведь к данной детали быстро привыкаешь и перестаёшь замечать. При этом расположение протагониста в верхней части экрана порой становится скорее недостатком, чем необычным элементом. Например, чтобы не угодить в ловушку или в важный момент не уткнуться широкой спиной в постройку, приходится постоянно держаться ближе к врагам. Особенно это заметно на участках, предусматривающих передвижение на моторных лодках или машинах, где и в мину угодить нельзя, как и касаться довольно крупных противников, возникающих позади. Места для манёвров в таких ситуациях остаётся совсем уж мало.
На локациях, помимо недругов, расположены различные ящики с особым вооружением, боезапас, а также всевозможные разрушаемые постройки и прочие элементы окружения. За уничтожение неодушевлённых объектов и убиение врагов игрок будет получать опыт и повышать уровень персонажа. Развитие позволяет выбирать для него перки, которые придают выбранному протагонисту новые черты. «Опытный стрелок», к примеру, дарует прирост к урону от пистолетов, а «Невольный доктор» восполнит здоровье при убийстве босса.
Цикл в игре состоит из пяти этапов, и они отличаются меж собой местом действия, набором противников, а прохождение каждой стадии завершается столкновением со знаковыми для серии Serious Sam персонажами — Царём скорпионов, Скрэпджеком, Биомеханоидом и другими. Если удастся одолеть врага, очередной уровень завершится, игроку дадут выбрать новое вспомогательное или основное оружие, и откроется быстрый доступ к данному этапу. В таком случае при запуске нового цикла не обязательно начинать всё с самого начала — достаточно будет пройти через врата, которые перенесут героя на следующую локацию. Так как количество противников в волне зависит от текущего уровня протагониста, то можно не беспокоиться, что без перков на поздних этапах будет невыносимо.
Однако хочется отметить, что в I Hate Running Backwards разработчики не постеснялись бросить вызов игроку: врагов всех видов и размеров по мере прохождения мчится навстречу всё больше, боеприпас ограничен (отчего постоянно необходимо менять траекторию движения к ящикам с патронами), для одержания победы над боссами надо понять их слабое место. Если и этого будет мало, игрок может дополнительно активировать проклятия. Каждое действующее заклинание насылает злой рок на героя, из-за чего на этапах появятся преграды с атрибутом того босса, чью статую вы потревожили. Так, скульптура Царя скорпионов запустит возникновение луж с ядом, а Скрэпджека — крупнокалиберных ракет с неба. Всего имеется шесть проклятий, и их одновременный запуск насытит все локации большим количеством ловушек и препятствий. Не забывайте смотреть под ноги!
Напротив, если сложность покажется слишком высокой, а скрипеть зубами не входило в ваши планы, всегда можно включить «детский режим» — недругов поубавится, а герой получит детский чепчик на голову и одно дополнительное очко здоровья. Довольно мило, не находите?
Что касаемо самих уровней, то они частично генерируются случайным образом. По сути, для каждого этапа было создано определённое количество отрезков пути, часть которых при запуске цикла выстраивается в одну локацию. Таких участков не так много, на самом деле, поэтому они довольно часто повторяются. Содержимое и количество волн врагов — тоже отчасти воля случая, но с оглядкой на некоторые алгоритмы (учитывается уровень игрока, например). Поэтому даже если в пределах начального этапа вас обычно преследуют детёныши пауков и безголовые камикадзе, то во время очередной попытки к ним вполне могут присоединиться ракетчики.
Отдельно стоит упомянуть, что в проекте присутствует возможность пройти все циклы с товарищем посредством локального кооператива. Отчасти это внесёт ещё больше сумятицы в происходящее, но с другом прохождение I Hate Running Backwards ощущается на порядок веселее. Более того, если один из ваших персонажей падёт под градом ракет и натиском зубов, ему дадут шанс возродиться — только лишь нужно, чтобы второй игрок выжил на поле боя тридцать секунд. Правда, на деле это не всегда выполнимо, зато ваша стойкость и решимость вернут персонажа товарища с того света.
Визуальная часть проекта не изобилует количеством полигонов в моделях персонажей и объектов — причём настолько, что весь мир состоит из кубов (и кубиков поменьше). Зато в используемой палитре цветов ярких красок не счесть. В итоге вроде всё выполнено в минималистичном стиле, однако при большом количестве врагов на экране (особенно с активированными проклятиями) порой несложно упустить из виду ракету или другую подлую атаку врага.
Значительная часть музыкальных композиций благополучно перекочевала из игр серии Serious Sam. Правда, их ещё нужно расслышать за бесконечной стрельбой, криками безголовых камикадзе и прочими звуками, что исходят от разрушения ящиков, применения рукопашной атаки и прочих действий.
Сюжет в любом его проявлении в I Hate Running Backwards отсутствует, к сожалению: ведь в видео от разработчиков содержался тонкий намёк, что отрывки истории с отсылками на другие игры и каким-никаким юмором могут присутствовать. Ан нет, игровой процесс в чистом виде, и ни грамма фабулы.
Техническая часть оказалась тоже не идеальна. Довольно часто наблюдалось падение частоты кадров, что недопустимо для игр жанра shoot ’em up, в которых важна скорость реакции игрока, и каждая секунда на счету. Также при слишком быстром входе во врата, что ведут на следующий этап, уровень просто замирал, как и камера не двигалась. В данном случае приходилось начинать прохождение всего цикла заново.
55 I Hate Running Backwards — представитель довольно нишевого жанра shoot ’em up с необычной идеей в основе относительно расположения управляемых персонажей. И, к сожалению, данное нововведение ощутимо игровой процесс не меняет. Вы можете познакомиться с проектом, если интересен жанр в целом, и к тому же есть товарищ, готовый разделить с вами все радости и невзгоды прохождения. У I Hate Running Backwards имеются интересные элементы, такие как разрушаемое окружение или герои со своими способностями, да и первые часы знакомства сопряжены с весельем. Правда, однообразие процесса в итоге способно быстро погасить желание вновь возвращаться к уничтожению врагов. Поэтому, если ранее представители vertically scrolling shooter не посещали вашу библиотеку игр, то совместная работа студий Binx Interactive и Croteam едва ли сможет вызвать интерес. Да и среди коллег по цеху есть более интересные кандидаты для знакомства.
Обзор написан по цифровой версии игры для PS4, предоставленной редакции издателем. Все скриншоты, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи на указанной платформе.