Обзор Chocobo’s Mystery Dungeon EVERY BUDDY!
Если вы интересуетесь японскими видеоиграми, а также любите данжен-кроулеры и рогалики, то наверняка знакомы с популярной серией Mystery Dungeon, в которую входят спин-оффы таких франшиз как Dragon Quest, Final Fantasy и Pokémon. В подсерии Final Fantasy главным героем выступает один из самых известных её маскотов, а именно Чокобо. Данные существа представляют из себя ездовых птиц, похожих на помесь страуса и курицы, а также чаще имеют жёлтый окрас перьев. Почти все из них не умеют летать, но в некоторых играх серии можно встретить и способных к полёту особей. Также их внешность несколько изменялась от части к части, но в общем они всегда оставались узнаваемыми. Так в первой части Chocobo's Mysterious Dungeon (Chocobo no Fushigi na Dungeon), вышедшей исключительно в Стране восходящего солнца для консолей PlayStation и WonderSwan в 1997 и 1999 году соответственно, Чокобо предстаёт юнцом и выглядит как крупный цыплёнок, а кроме того является единственным чокобо, который не говорит на человеческом языке. Таким же он является в последующих частях данного спин-оффа, в том числе и последней игре, обзору которой и посвящена данная статья, а также в некоторых других отдельных играх про этот талисман, вроде Chocobo Racing. Свежий выпуск Chocobo's Mystery Dungeon EVERY BUDDY!, поступивший в продажу на PlayStation 4 и Nintendo Switch 20 марта 2019 года, является пятой игрой подсерии и переизданием Final Fantasy Fables: Chocobo's Dungeon — эксклюзива для консоли Wii, вышедшего более десяти лет назад — 13 декабря 2007 года. Давайте рассмотрим обновлённую версию поближе.
Сюжет игры рассказывает историю охотников за сокровищами Чокобо и Сида, что отправляются в Башню в песках с целью найти драгоценность, именуемую Вневременной силой. Однако достигнув её вершины, они понимают, что их опередили другие искатели: красноволосая девушка Ирма и её верный спутник — чёрный чокобо Волг, которого она когда-то спасла от гибели. Затем таинственным образом поднявшийся вихрь переносит их в город Лостайм, столицу давно потерянной страны Мемории. Их встречает мэр города Гейл Розадж, который оказывается озадачен сложившейся ситуацией. Между тем Сид размышляет о пропаже их соперников, и прежде чем ему в голову приходит мысль о том, что они сбежали с сокровищем, раздаётся звон колокола с часовой башни, как будто предчувствуя его гнев. После этого Сид забывает о своих раздумьях и начинает подвергать сомнениям даже собственное имя. Мэр объясняет Чокобо, что звон колокола отнимает память у тех, кто его слышит, но он считает это добродетелью, ведь таким образом люди могут жить освободившись от негативных мыслей и эмоций. Но позднее ночью появляется загадочный маленький мальчик Раффаэлло, наделённый силой восстанавливать утраченные воспоминания, которые образуют таинственные подземелья. Теперь бесстрашный Чокобо бросает им вызов, чтобы вернуть память жителям города, и именно вы должны помочь ему в этом деле.
Если вы играли в предыдущие части данного спин-оффа, в другие игры серии Mystery Dungeon или в какие-нибудь данжен-кроулеры, то наверняка знаете, что подземелья подчиняются пошаговым правилам. Chocobo's Mystery Dungeon EVERY BUDDY! не стала исключением. Все помещения подземелий разделены на клетки, перемещение по которым, а также любое действие, вроде удара, применения предмета или способности, считается за ход. По-умолчанию сетка игрового поля не видна, но игроки могут как в настройках включить её постоянное отображение, так и делать это временно, по нажатию на кнопку. Персонажи могут перемещаться не только по горизонтали и вертикали, но также и по диагонали. Это необходимо не только для свободы движения и сражений, ведь атаковать можно тоже в любом из восьми направлений, но ещё и для обхода ловушек. Часть из них остаются невидимыми, пока на них не наступить или не обнаружить, атаковав с соседней клетки. При этом, между прочим, помимо отрицательного эффекта они могут давать и положительный, или вообще не сработать, но тут уже как повезёт, поэтому стоит несколько раз подумать, перед тем как намеренно наступить в ловушку. В игре подземелья генерируются процедурно, поэтому при повторном посещении лабиринты будут уже совершенно другие. Задача игроков заключается в достижении последнего этажа подземелья, а переход между ними производится при помощи лестницы. При этом периодически вы будете видеть ступеньки ведущие далее сразу после перехода на следующий этаж, но это не означает, что нужно сразу бежать вперёд, ведь набор опыта и поиск предметов никто не отменял. Тем более вернуться назад будет уже нельзя.
Перед началом игры вам предоставят на выбор два режима. В нормальном при гибели вы не будете терять экипировку, а в сложном при этом вы потеряете все предметы в сумке.
Основной особенностью переиздания является не только возможность играть вдвоём за одной консолью, но и система друзей. Вы сможете брать с собой в приключения одного напарника, которым помимо обычных персонажей, открываемых в процессе прохождения сюжета, может стать монстр. Если вы играете с другом, то контролировать данного персонажа будет он со второго геймпада, в ином случае им будет управлять искусственный интеллект. Стоит учитывать, что монстры также становятся доступны в качестве напарников не сразу, для этого необходимо набрать некоторое количество Buddy Points, выпадаемых из врагов в подземельях за поражение конкретных видов. У каждого героя отличается способность и характеристики, куда входит количество здоровья, сила атаки, запас маны и прочее. За каждый ход Чокобо и его напарник восстанавливают одно очко здоровья и некоторое количество маны. Для быстрой регенерации предусмотрена удобная функция: нажав и удерживая две кнопки Чокобо будет топтаться на месте, ускорив время. Но при этом будет расходоваться и процент сытости, ведь он живой и ему тоже надо есть. Для утоления голода можно съесть найденные гизальские овощи, но стоит учитывать, что не все из них пригодны в пищу, а так и отравиться недолго, из-за чего Чокобо будет получать одну единицу урона за каждый ход. Хотя использование экипировки с эффектом противоядия позволит есть всё подряд без разбора. Вместе с тем можно испытать удачу и наступить на ловушку голода, но стоит понимать, что после одной активации она исчезнет. Вашему напарнику еда не требуется, у него расходуется только очки навыков и здоровья. При гибели он появится на следующем этаже с половиной запаса жизненной энергии.
Для быстрого восстановления HP, SP и получения других эффектов, вроде ускорения, используются зелья и другие предметы, но не все из них полезны, некоторые могут нанести вред. Найдя какую-нибудь вещь в подземелье, вы будете видеть только её тип и краткое описание, вместо настоящего названия, например, Густой напиток. При этом именование экипировки будет реальное, за исключением ожерелья, но её характеристики и степень заточки будут всё равно неизвестны. Чтобы определить предназначение предмета, его нужно использовать, а для выяснения свойств седла, когтей или ожерелья, то есть всего обмундирования, их нужно надеть. Но в таком случае вы не только рискуете, скажем, отравится или ослепнуть, но и столкнуться с проклятой, как правило, слабой экипировкой, которую нельзя будет снять до ликвидации проклятия. Оно снимается либо специальным одноразовым средством, либо в храме, который можно посетить в городе. Там же, кстати, можно переиграть сюжетные и дополнительные подземелья-испытания. Последние отличаются от первых тем, что они имеют специальные условия, вроде невозможности взять с собой напарника, изначально пустого инвентаря или даже постоянного голода и прочего.
В игре множество всевозможных предметов имеющих разные свойства, различные типы зелий, книг заклинаний и прочего, что вносит хорошее разнообразие в игровой процесс.
Стоит отметить, что противники имеют свойство периодически появляться, поэтому полностью зачистить этажи не выйдет. Да, вы можете обойти все комнаты и собрать все предметы, но зацикливаться на ликвидации врагов точно не стоит. Все противники индивидуальны, помимо внешнего вида и характеристик, они обладают своей способностью, отличающуюся стихией и радиусом поражения, а кроме того имеют разную скорость, например, делают всего один ход за два ваших. Также некоторые монстры могут начать атаковать вас на расстоянии, а другим придётся подойти вплотную. Помимо использования, вы можете положить предметы или кинуть их в выбранном направлении. Это может применяться, например, для восстановления здоровья вашего напарника или для отравления врага, если метнуть соответствующий эликсир. Другие предметы просто нанесут урон, если попадут в кого-нибудь.
Изначально ваша сумка будет довольно маленькой, но позднее продвигаясь по сюжету вы сможете увеличить её вместимость, приобретя у торговца новую. Однако, на первых порах это может доставить неудобство, поскольку сумка довольно быстро заполнится, а каждый из предметов в ней занимает отдельную ячейку, то есть для двух одинаковых зелий здоровья потребуется два места. С одной стороны, это хорошо, поскольку вы не сможете постоянно копить предметы, ведь придётся их тратить, чтобы унести с собой что-нибудь более ценное, но с другой нередко будут возникать ситуации, в которых ваш инвентарь будет заполнен нужными вещами, а положить больше вы не сможете, как и выйти в город для продажи и помещения в хранилище посреди подземелья с сохранением прогресса. Конечно, в больших подземельях есть контрольные точки, но заполнить сумку можно гораздо раньше, если полностью исследовать все этажи.
Когда вы находитесь в городе, игра даёт возможность сохранится в любом месте в меню паузы, а вот в подземельях можно только сделать закладку и выйти, и то в части подземелий данная функция отключена, но они, как правило, небольшие, поэтому не страшно.
Как и в оригинале, в переиздании присутствует система профессий, но в обновлённой версии добавилось ещё четыре дополнительные специализации. Все они преображают внешний вид Чокобо, а также имеют индивидуальные способности, которые открываются по мере освоения той или иной профессии. Их уровни повышаются при накоплении определённого количества Job Point, которые выпадают из врагов после победы над ними также, как и Buddy Points. Специализации открываются по мере завершения подземелий и подборе памяти, а выбрать её можно свободно при входе в подземелье. Здесь стоит выделить, что каждая из них может стать наиболее полезной в определённых ситуациях, поэтому если возникают трудности при прохождении, то возможно стоит обратить внимание на другую профессию. Например, у рыцаря есть приём, атакующий одновременно всех врагов вокруг Чокобо. Он будет крайне эффективен, если монстры обступят вас со всех сторон.
Естественно, Chocobo's Mystery Dungeon EVERY BUDDY! не получил русскоязычной локализации, поскольку данный проект нишевый и не будет интересен большому количеству игроков. Тем не менее английский в игре несложный и не должен вызвать особых проблем при прохождении, а в спорных ситуациях вам точно поможет какой-нибудь онлайн-переводчик. Из недостатков Switch-версии было замечено, что кат-сцены не всегда воспроизводятся плавно, но подобное на данной системе встречалось не только в этой игре, а кроме того редко, но можно заметить монстров и других персонажей без текстур, то есть просто серые модельки.
Beak Performance
Chocobo's Mystery Dungeon EVERY BUDDY! содержит тридцать четыре приза, из которых шестнадцать бронзовых, двенадцать серебряных, пять золотых и один платиновый. Среди них есть трофеи за сбор по одному предмету каждого типа, дружбу со всеми монстрами и персонажами, завершение всех подземелий, получение максимального уровня каждой из профессий, а также достижения пятисотого этажа бесконечного подземелья «Неутолимый голод». В целом сложность платины выходит примерно три из десяти, а время её получения где-то пятьдесят часов.
75 Chocobo's Mystery Dungeon EVERY BUDDY! является хорошим представителем данжен-кроулеров, и несмотря на несколько однообразные уровни, предлагает множество самых различных и интересных ситуаций. Всё это благодаря процедурной генерации подземелий, большому количеству предметов, типов противников и профессий Чокобо с индивидуальными характеристиками и способностями, а также свободе действий в тактическом плане. Обновлённая версия не может похвастаться чем-то сверхъестественным, но в она получила увеличенное разрешение, переработанный интерфейс, четыре новые профессии, бесконечное подземелье, возможность поиграть вдвоём и систему друзей, с которой вы можете взять себе в напарники не только обычных персонажей, но и побеждённых монстров.
Обзор написан по цифровой версии игры для Nintendo Switch, предоставленной редакции издателем. Все скриншоты, использующиеся в материале, сделаны непосредственно автором статьи на указанной платформе.
[Игровое эхо] 12 апреля 2007 года — выход GrimGrimoire для PlayStation 2
Первые подробности о VR-режимах в игре Concrete Genie
MotoGP 19 получила ещё один трейлер. Разработчики обещают расширить исторический режим
SEGA раскрыла ещё 10 предустановленных игр для Genesis Mini / Mega Drive Mini
Ролевой экшен Marvel Ultimate Alliance 3: The Black Order выйдет 19 июля на Switch